Нынче стало модным проводить отпуск в захолустной русской деревне, а то и вовсе на Северном полюсе. Южные моря знакомы, как пять пальцев, а в диких точках ждут захватывающие приключения. Вот и герой фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" студент Паша отправился за экзотикой на Чукотку.
Он решил приравнять практику к каникулам, потому как никакой работы в богом забытом краю не представлял. Ну что еще там делать, кроме как на океан зырить, по ржавым бочкам прыгать, балду пинать. Но постепенно открывается, что Чукотка – это некое инфернальное пространство, едва ли не Зона братьев Стругацких.
Жанр фильма определен в соответствии с ощущениями городского человека в параллельном измерении – заполярный триллер. Казалась бы, откуда взяться триллеру? Белое безмолвие. Первозданная пустота. Вселенский покой. Все застыло во времени и пространстве, ничего не меняется сотни лет и не изменится еще столько же. Пока не вторгнется человек, пока не возомнит, что он хозяин тайги. Какая-то смутная тревога пробуждается внутри, какое-то беспокойство нарастает и натягивает нервы. Как неясный гул из-под земли. Как звенящая тишина перед взрывом.
Два метеоролога, юный и бывалый, снимают показания с приборов, записывают в помятую тетрадку, изредка выходят на связь с материком. Паша, который стремился на Чукотку не за испытаниями, но за халявой, не просто юн – он, как дитя мегаполиса, инфантилен и безответственен. Ему больше подходит писать школьное сочинение под корявым заголовком "Как я провел этим летом", чем решать серьезные мужские вопросы. Неслучайно этот анаколуф лег в название фильма – здесь все не так, как, на пашин взгляд, полагается, все неправильно, а потому непонятно. Да еще когда твой начальник – настоящий дикарь, утративший привычки цивилизованного человека. Да еще когда вы с ним вдвоем на острове, не считая медведей. Да ещё когда ты получаешь радиограмму, что его семья погибла, и не знаешь, как ему об этом сказать, да и надо ли говорить, если отсюда не убежать, не уплыть, пока за тобой не прилетит вертолёт.
Кошмар начинается после того, как он все-таки сказал. Обычному городскому зрителю трудно понять, почему овдовевший в одночасье Сергей Витальич стреляет в безобидного пацана. Гоняет его по острову, не то выслеживает, не то проверяет на вшивость. Паша превращается в маленького, трясущегося, озлобленного, загнанного дикого зверька, который еще вчера беспечно играл в стрелялки, а сейчас цепляется за жизнь в силу природного инстинкта. Аллюзии на Джека Лондона печальны: там природа выявляла сильных, и они становились ещё сильнее. А здесь стихия подавляет человека, оказавшегося с ней один на один, конфликт двух миров разрушает неподготовленную психику. Бесконечное пространство оказывается изолированной комнатой, откуда нет выхода.
В споре о психологической достоверности картины "Как я провел этим летом" рядовой зритель, которому не хватило житейской логики и здравого смысла, проиграет режиссеру. Ведь Алексей Попогребский по первому образованию психолог. Но, когда ещё не подозревал, что станет психологом, а потом кинорежиссером, то есть в детстве, он начитался книжек о Крайнем Севере. В основу его сценария легли истории героев книг – и реальных людей. А потом он получил неожиданный бонус. Уже после кастинга выяснилось, что Сергей Пускепалис, утвержденный на роль Сергея Витальича, девять лет прожил на Чукотке, в городе Билибино. На съемках каждый шаг он совершал согласно даже не актёрскому проживанию, а по наитию, по инстинкту, который всегда стоит над логикой. Сама природа заполярья создавала драматургию фильма, диктуя актёрам способ существования.
Как рассказывал Алексей Попогребский на встречи со зрителями, съемки велись там, где и разворачивается действие, – на Чукотском полуострове, на станции Валькарай, в режиме реального времени, на самой настоящей, построенной еще в 30-х годах метеостанции, с действующими приборами и реальными метеорологами, которым нужно было уступать пространство в кадре, когда подходил срок измерения метеопоказаний. На экране сплошной сюр, но строился этот сюр на реальной основе. Ощущение достоверности придают фильму предметы, которые одушевил художник Геннадий Попов, звук, силами оператора Павла Костомарова записанный прямо на площадке во время съемок и сопровождаемый шумом ветра и океана.
Алексей Попогребский взял несколько "Кинотавров" за дебютную ленту "Простые вещи" незадолго до съемок "Как я провел этим летом". Его вторая картина оказалась не менее успешна. Впервые за последние пять лет российский фильм-2010 попал в конкурс Берлинского кинофестиваля. И стал обладателем трех "Серебряных медведей" (за лучшие актерские работы Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса и за выдающийся вклад в искусство кинооператора Павла Костомарова). Это дало съемочной группе повод еще и для смеха: вспомнили, как три белых медведя встретились им во время съемок на Чукотке. Тогда было просто-напросто страшно. А оказалось – предвестники успеха.
Американский журнал "Variety" назвал картину "потрясающим исследованием природы человеческой слабости", а Алексея Попогребского – "одним из самых ярких и талантливых режиссеров из России, чьи фильмы могут быть с успехом экспортированы за рубеж". И даже если история "человеческой слабости" иной раз непонятна западному зрителю, вросшему в джунгли мегаполиса, то экзотические реалии пользуются там бешеным спросом. На Западе все чаще покупают фильмы о севере, тайге, глубинке, провинции, нехоженых тропах, неисследованных землях. Кстати, именно поэтому иностранцы запали на картину "Сибирь Моnamour" новосибирца Славы Росса с новосибирскими же актерами. Там тоже исследуется дикое потустороннее пространство, в котором человек оказывается микроскопичной частицей. Но на конъюнктурные поделки ни тот, ни другой фильм не похожи.
Напоминаем, что конкурс MORSa ждет своих участников! Следите за грамотностью представленных на конкурс работ - они не вычитываются!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8499 | комментариев:1