Этот киногерой вызывает у меня брезгливость – он способен только на мелкие пакости, которые вырастают в большую кучу дерьма. Но женщины готовы спать с этим ничтожеством в любое время суток – тихая ясноглазая жена, опытная отвязная любовница, глупенькая неискушенная подружка. Авторы фильма предлагают нам понять и пожалеть подонка.
Да, да, дорогой читатель, это никто иной как Зилов – романтический страдалец 70-х, "один из самых болевых героев советской классики". К 75-летию со дня рождения и 30-летию со дня гибели авангардиста Александра Вампилова канал "Культура" показал по его пьесе "Утиная охота" давний фильм Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли.
Сидит в ресторане "Незабудка" эдакий хозяин праздника с замашками маргинала. Баловень судьбы, окруженный друзьями и женщинами, картинно опрокидывает в пасть рюмку за рюмкой. Ему необходимо напиться, чтобы облить грязью любящих его людей, которых он сам для этого и пригласил. Это нормально? Это чем можно оправдать? Это и есть проявление мятущейся души, которую стремился воплотить любой артист, осчастливленный звездной ролью?
Крамольная антисоветская картина, снятая в 1979 году и попавшая на экраны лишь через восемь лет, сегодня воспринимается совсем иначе. Тогда сам факт неудовлетворенности действительностью свидетельствовал о неординарности человека. Сейчас сей факт – показатель заурядного мышления. Тогда скотское пьянство интеллигенции воспринималось как проявление протестного сознания и, осуждаемое на официальном уровне, втайне вызывало чуть ли не восхищение. Сейчас сие смотрится не иначе как безволие опускающегося индивида.
Тогда образ Зилова трактовался как вызов против прогнившей и закостенелой советской системы и одновременно как ее порождение. Сейчас пакости и подставы а la Зилов – норма жизни, порождение системы – 99%, для этого не требуется быть героем. Вообще-то общество, будь то социализм, капитализм или дельтапланеризм, всегда неизменно в своей сути. Возможно, оно даже развивается в своей порочности – "рак совести", диагностированный Вампиловым, ныне побежден, как и полиомелит. Правда, остались одиночки с признаками данного заболевания, которые не встраиваются в систему, а живут по своим собственным нравственным законам. Лояльны не к себе, а к другим. Безжалостны не к другим, а к себе. Ничего общего с Зиловым, таким, как он получился в фильме Виталия Мельникова, они не имеют.
Имя Вампилова, как и Даля, окутано флером гениальности. Наследие этих художников с их уходом взметнулось в цене. Над загадкой Зилова до сих пор бьются режиссеры России. Этот образ не менее глубок, чем чеховские Треплев или Тригорин. Точно также и на работах, созданных Далем, априори наложен ярлык неприкосновенности: высшая проба. "Роль инженера Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" считается одной из лучших в творческой биографии Олега Даля", – глаголет "Википедия". Выскажу крамольную мысль. "Роль инженера Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" – самая неудачная в творческой биографии Олега Даля.
Даль по инерции играет эдакого печального Печорина, эдакий "мятежный дух", возвышающийся над толпой. Но к роли Зилова необходимы иные ключи. По пьесе Зилов мучительно искал в каждом человеке подлинное, настоящее – и бесился от того, что не находил. Ни в других, ни, главное, в себе. В фильме же любой персонаж живее, объемнее, привлекательнее, чем Зилов. Если Зилов – порождение подлого общества, то он единственный ребенок этого общества. Симулякр, подделку, пародию на героя окружают нормальные люди – те, на кого можно положиться, такие, с какими не пропадешь. Зилов вдохновенно производит одну пакость за другой и каждый раз выходит сухим из воды, потому что друзья и женщины почему-то терпят и прощают.
Ему все дозволено. Особенно ловко у него получается наезжать на жену. Стоит ей лишь робко заикнуться о том, что вовсе не в командировке он провел ночь, как защита в виде агрессивного нападения не заставит себя ждать. А далее Остапа, как всегда, несет. Истончающуюся любовь и доверие Галины Зилов пытается задержать с помощью лжи, на которую у нее аллергия. Вовлекая жену в воспоминая о бесценном для нее вечере, изображает, как торопился к ней, как вбегал, как признавался в любви – кривляется, имитирует движение, хлопочет лицом, требует немедленного отклика на свою фальшь. С легкой руки режиссера Даль преподносит этот пошлейший балаган как некую форму творчества Зилова, как яркость его темперамента. "На герое Олега Даля лежала печать высокой одаренности" – читаем в официальной биографии актера, однако Зилов одарен лишь в исполнении дешевых эффектов. Какова им цена, читаем в глазах Галины.
Самое ценное в фильме "Отпуск в сентябре" – глаза женщин. В них – боль оттого, что ничего изменить нельзя, потому что Зилов обречен. Галина смотрит на него как на самого близкого человека, с которым больше невозможно оставаться рядом. Вера – как на мучительно любимого мужчину, неспособного любить никого, кроме себя. Ирина – как на искрометного парня, обернувшегося моральным уродом. Теперь у Зилова нет ни жены, ни любовницы, ни подружки. Зато приобрел удар в морду и погребальный венок.
И вот в 30 лет мужик впервые задумался о том, что как-то все не так. Обиделся на всех и решил застрелиться, чтоб знали. Приладил ружьишко, нащупал курок пальцем ноги. И поди ж ты, затрезвонил телефон, помешал самоубийству. Тут и друзьишки набежали, стали увещевать, нянькаться. А Зилову того и надо – оскорбил, пригрозил, выставил за дверь. И свалился в койку страдать. Тьфу, детский сад.
"По Вампилову Зилов - инженер, который конфликтует с самим собой, с жизненной ситуацией. А в этом фильме он по виду просто сантехник. Какая-то шарашка! Ну какой он интеллигент? И жаль, что такой великолепный актер по задаче режиссера так все исполнил", – сказала вдова Вампилова Ольга Михайловна в газетном интервью накануне двойной даты (рождения и смерти).
И жаль, что Зилов не застрелился. Хоть какой-то был бы поступок.
Напоминаем, что конкурс MORSa ждет своих участников! Следите за грамотностью представленных на конкурс работ - они не вычитываются!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9457 | комментариев:4
gorigora: 23.08.2012 06:53
Аффтар, ты урод. Вернее уродица. Без обид на болгарском уродина значит красавица. Но сразу видно баба писала. Злая на мужиков да? Чем тебе Зилов не пофартил. Олег Даль великий актер. Этот фильм просмотрен мною за много лет раз 6. и каждый раз интересно. не лей грязи!!!!!
vikkkkk: 23.08.2012 09:15
ну если кто помнит тот фильм, то я согласен, счас он смотриться иначе. чесно говоря непонятно что Зилов беситься чего не хватает.(((( Все есть жена квартра любовница даже начальничек клевый всегда можна договориться. Рецензия злая не надо Зилову желать суицида! (((
natellakotova: 27.08.2012 13:02
Есть такой термин, как временной контекст.О нем , когда идет речь о киноклассике ( а Даль, согласитесь, уже классика)- частенько забываают.А не надо бы! Так вот, автор правильно пишет, что раньше все прибамбасы Зилова воспринимались как бунтарство. Но пришло другое время и другой взгляд на жизнь. И вот уже мужик, который чего-то там неопределенного хочет, с бабами разобраться не может, как и застрелится не может тоже- не герой и мятущая душа, а типичный неудачник. Это в совдепию неудачников жалели и брали на поруки. Сейчас время жестче: их просто выкидывают с работы, бабы с ними особо не церемонятся и ружья у них, кстати, тоже нет. Потому что оно денег стоит и усилий, чтобы получить лицензию. Так что Зилов- просто герой вчерашнего дня.Это не плохо и не хорошо. Это данность.А рецензия мне очень понравилась)
gorigora: 28.08.2012 08:39
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.