Фильмы нужно делать так, чтобы для них придумывали отдельное слово, а потом вообще сняли фильм, как ты снимал фильм.
Не каждый кинорежиссер может похвастаться тем, что ради описания его фильмов придумают специальное слово. Особенно - цензурное слово. Альфред Хичкок, мастер ужасов и томительного ожидания, заставил кинокритиков и словолюбов это сделать. Для описания атмосферы в его картинах появилось специальное слово – саспенс.
Саспенс (в английском языке suspense - беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere - подвешивать, т.е. изначально саспенс - это некое "подвешенное состояние") - по определению Франсуа Трюффо, выпустившего в 1966 году после 52-часового интервью с Альфредом Хичкоком книгу "Кинематограф по Хичкоку", это слово описывается как "нарастание напряженного ожидания". Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. В "саспенсовые" моменты зритель как никогда оказывается вовлеченным в происходящее на экране. Он переживает так, как будто ему, а не экранному герою угрожает опасность, как будто он непосредственный участник тех событий, которые разворачиваются в фильме.То, без чего сейчас не мыслим и детективный фильм, и практически любой, даже самый проходящий сериал, сформулировал и сделал доступным и понятным мастер нагнетания и вовлечения.
Но было бы нечестно останавливаться только и исключительно на этой стороне атмосферности классика кинематографа. Он умел чудесным образом совмещать абсурд и убедительность. В одном из моих любимых фильмов Хичкока, "На север через северо-запад" есть известная сцена на кукурузном поле - когда Роджер Торнхилл, персонаж Кэрри Гранта, убегает от атакующего его самолета. Именно по поводу этой сцены Хичкок сказал: "Абсурд - мое кредо". И абсурда здесь в избытке. Согласитесь, ведь это далеко не самый эффективный способ покушения на человека. Хотя, безусловно, самый эффектный. И смертельно безрезультатный.
Можно сказать, что Хичкок в моей жизни появился именно из-за этой сцены. Сначала я посмотрел "Аризонскую мечту" Эмира Кустурицы. Там один из героев изображал сражение Кэри Гранта с "кукурузником" на конкурсе талантов. Как зовут героя я, простите, не помню. А вот эта сцена сразу и накрепко засела в моем сознании. Мои отношения с гуглом были тогда далеки от приятельских, год на дворе стоял, кажется, 1999, поэтому я потратил довольно много времени, чтобы найти источник этого феерического абсурда. Так началась моя история знакомства с классиком хоррора. Хотя, на самом деле, именно "Северо-запад" - довольно нетипичный для Хичкока фильм, но понял я это много позже. А тогда – с удовольствием смотрел абсолютно отвязную комедию, которая легко смотрится спустя почти полвека после выхода.
Если меня попросят выбрать три самых моих любимых фильмов Альфреда Хичкока, то долго думать не придется. Это "На север через северо-запад", "Головокружение", и "Психо". В своих симпатиях я, между прочим, не одинок. Фильм "Психо" возглавляет британский список из 50 лучших фильмов всех времен. Хотя, за этот фильм один не в меру ретивый родитель даже пытался подать на Хичкока в суд. Оказалось, что после просмотра известной всем сцены в душе, впечатлительная дочь сурового родителя боялась заходить в ванную, боялась до слез, криков и судорог. А ведь там не ни потоков крови, ни разлетающихся во все стороны внутренностей. Тот самый саспенс, господа. А сколько режиссеров используют и будут продолжать использовать эту сцену, даже предугадать сложно.
"Головокружение" – один из самых неоднозначных в карьере художника фильмов. Он не имел особого успеха при жизни автора, но сейчас он разодран на цитаты и бьет все рекорды по кинематографическому цитированию. Современный Голливуд до сих пор передирает и, я так думаю, не перестанет его передирать. Потому что скопировать здесь можно все — от лихо закрученного сюжета с приправой из психических расстройств и мистики, до отдельных сцен. Как пишет в своей, уже цитируемый мной выше, книге Франсуа Трюффо: ""Головокружение", "К северу через северо-запад", "Психо" — вот три фильма, которым постоянно подражали в последнее время. Я убежден, что работа Хичкока уже давно оказывает влияние на большую часть мирового кино, в том числе и на тех кинематографистов, которые не любят в этом признаваться. Это влияние, прямое или подспудное, стилевое или тематическое, благотворное или дурное, отразилось на творчестве режиссеров, чрезвычайно не похожих друг на друга".
Конечно, есть люди, которые считают, что Хичкок снял слабую и неинтересную картину. Но это, в основном, подростки, которые не разбираются в кинематографе, другого объяснения я не вижу. Можно много говорить о том, что кино снимается для зрителей, а не для специалистов. Но, может быть, любителям попкорновской киножвачки тогда и не стоит принимать участие в обсуждении тех вещей, которые, совершенно очевидно, выше их понимания?
Совсем скоро на российские большие экраны выйдет фильм "Хичкок" с Энтони Хопкинсом в главной роли. Лично мне будет интересно посмотреть, как признанный мастер играть сумасшедших будет воплощать признанного мастера, умеющего провоцировать массовые сумасшествия. Сюжет будет вращаться вокруг съемок черно-белой картины "Психо". И больше я пока ничего не хочу знать, чтобы не портить себе лакомство.
Другие статьи автора: |
---|
01.07.2014 Самые ожидаемые кинопремьеры июля |
01.06.2014 Самые ожидаемые кинопремьеры июня |
03.05.2014 Кинопремьеры мая |
01.04.2014 Кинопремьеры апреля |
03.03.2014 Кинопремьеры марта |
02.02.2014 Кинопремьеры февраля |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9372 | комментариев:2
starcom2: 18.02.2013 14:34
действительно великий режиссер! сколько бы не было подражателей и цитирований, повторить вряд ли кому удастся! даже в лучших современных триллерах нет такого напряжения.
Roux_lis: 18.02.2013 14:54
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.