В XXI веке люди как-то особенно настойчиво требуют, чтобы их развлекали. Как дети, ей богу!
Особенно для мужчин не взрослеть, оставаться вечным капризным ребенком стало едва ли не правилом хорошего тона. Безответственность, неспособность решать проблемы самостоятельно, неумение следить за собой, организовать быт, наконец, – поднимите руку, кто искренне считает все перечисленное мерилом мужественности?
Так ли хороша иллюзия непрерывного детства? Она безупречна! Почти. И вот почему: гуляя по удивительным Кенсингтонским садам в сопровождении пятерых мальчишек семьи Дэвис, взрослый писатель Джеймс Мэтью Барри рассказывал им сказки. Так появилась красивая и грустная легенда о Питере Пэне – ребенке, который не вырастал. Барри удалось ухватить за хвост самое неуловимое и ускользающее в человеке: его Питер воплотил живую душу детства.
Радостный, юный, самоуверенный – на петушиный крик столь харизматичного персонажа откликнулась вся мировая культура. С энтузиазмом подхватили эстафетную палочку кинематограф и литература. Так, Супермен позаимствовал у Питера свою вечную молодость и умение летать, Фродо Бэггинс – страсть к приключениям, не исключено, что и Гарри Поттеру что-то перепало...
Питер основательно наследил в нашем миропонимании, стал символом современного общества, которое никак не желает стареть, ведь вокруг столько развлечений. Предлагаю пройтись по следу этого духа детства, дойти до самих Кенсингтонских садов, где живут феи и говорящие птицы и понять, что же хотел показать читателям невыросший взрослый Дж. М. Барри.
Взрослыми становятся все дети, кроме одного
Создатели фильмов – сами известные сказочники, любят смягчить или обострить, что-то убавить, что-то прибавить, перевернуть историю с ног на голову – а вдруг так лучше будет смотреться?
Вот, например, самое свежее появление Питера на экране случилось весной, в фэнтези-сериале "Однажды в сказке". Здесь хозяин Неверленда предстал едва ли не демоническим существом, крадущим мальчишек прямо из детской, а остров – местом, откуда не возвращаются. Точнее сам Пэн в сериале пока не появлялся – за Венди и ее братьями прилетала потустороннего вида тень со светящимися глазами. Подобная версия несколько обескуражила фанатов сериала, которые ждали почему-то доброго и озорного мальчишку. Злой Питер Пэн – тоже немалый перекос, но пока ведь речь идет только о тени, а она, как известно, живет у Пэна своей жизнью.
Приторно-сладким сиропом из яркой картинки, безмятежной музыки и динамичного действия залил историю Питера Пэна "Дисней". Стараниями этой киностудии закрепился образ Питера – развеселого беззаботного мальчугана. В известном мультфильме 1953 года развеселыми получились даже пираты. А остров Нетландия стал почти райским местом, полным безобидных приключений и почти добрых фей. В финале картины мистер Дарлинг вспомнил о безмятежном детстве и умилился. "Дисней" славен своим умением превращать глубокие сложные тексты в детские карусельки. Из истории Барри просто убрали все тревожные моменты, "забыли" рассказать, почему Пэну сняться страшные сны и он плачет по ночам, зачем мистер Дарлинг поселился в конуре и почему в детской всегда горят ночники.
Фильм "Питер Пэн" П. Дж. Хогана чуть ближе к идее Барри. Актер Джереми Самптер – определенно, лучшее, что могло случиться с ролью невзрослеющего мальчика. Он и невероятный хитрец, и глупенький одинокий ребенок, и бесстрашный победитель пиратов – неудивительно, что этакому чуду от дам достаются все "скрытые" поцелуи. Питер, как и положено настоящему Питеру, выступает заправским искусителем, уговаривая Венди забыть родителей и полететь в страну, где никогда не вырастают. Но в Нетландии Венди понимает, что взрослеть (помимо прочих не всегда приятных вещей) это еще и учиться чувствовать не "понарошку" и что "жизнь – тоже потрясающее приключение".
Перестань вести себя как взрослый!
Есть среди историй о Пене фильм "Капитан Крюк" Стивена Спилберга – в нем Питер решил-таки повзрослеть, и, как натура увлекающаяся, повзрослел с "перебором" – превратился в вечно занятого, жутко серьезного мужчину средних лет в исполнении Робина Уильямса. Я думаю, Спилберг рассказал свою сказку тем, кого распирает чувство собственной взрослости и кто забыл о своем детстве и своих детях.
Цитата:
"Перестань вести себя как ребенок!" "Я и есть ребенок". "Повзрослей!"
Понадобился целый Капитан Крюк, сказочный остров, команда неуправляемых мальчишек и три дня, чтобы взрослый дядя вспомнил, откуда он родом и как сильно любит своих детей. Кстати, Крюк в исполнении Дастина Хоффмана играет озлобленного постаревшего ребенка – жалкое, надо признаться, зрелище. История Питера рассказана в фильме от самых Кенсингтонских садов. Но, в отличие от "Капитана Крюка", в оригинальном произведении воображаемая еда не могла насытить потерявшихся мальчишек, как и воображаемый остров не мог оставаться их домом навечно.
Жизнь Джеймса Барри была не менее интересной и сложной, чем сочиненная им история – он любил замужнюю женщину Сильвию Дэвис, мать пятерых детей. И после смерти четы Дэвисов стал их неофициальным опекуном. Своих детей у писателя не было. Создатель последнего фильма о зомби "Война миров Z" режиссер Марк Форстер около десяти лет назад снял картину о "папе" Питера Пэна, в которой роль сказочника сыграл Джонни Депп. "Волшебная страна" рассказывает как драматург, шотландец Деймс Мэтью Барри открыл свой Неверленд и написал самое лучшее произведение в жизни – сказочную пьесу, а потом и повесть о вечно юном мальчишке.
И без настоящих мальчишек тут, конечно, не обошлось. Ведь дети воспринимают мир по-другому – они кусочек сада могут увидеть палубой корабля среди бушующих волн. Все это не выдумка, а реальность, и не надо срывать этот волшебный покров. Умение видеть чудо не только в дорогих спецэффектах на киноэкране, но и в самых привычных вещах – вот эта способность ни одному взрослому не повредит. Чтобы придумывать "волшебные страны", человеку нужна свобода, чувство ответственности перед дорогими людьми и немного детства. Так просыпается фантазия, так рождаются невероятные метафоры.
Цитата:
-Наверное, это проделки тикающего крокодила! Время гонится за всеми нами. Я права?
-Абсолютно, миссис Сноу.
Взрослеть или не взрослеть?
Барри вернул своим читателям будоражащее предощущение тайны. В его времена детская непосредственность могла шокировать чопорное лондонское общество, сегодня же раскованностью и странным поведением никого не удивишь. На щитах современных людей золотом начертано – "будь самим собой", "оставайся самим собой". Но не может же человек с самого детства "законсервироваться" - не развиваться, не расти, лелеять свой непомерный эгоизм и неумение сопереживать? Барри, между тем, по-доброму иронизировал по поводу детского страха перед взрослением.
Думаете, Питер не хотел вернуться к своей маме? Еще как хотел! Только опоздал – не без помощи "добрых" фей, ведь им так нравилось его игра на дудочке. О том, как Пэн выпорхнул прямо из своей детской колыбельки навстречу приключениям, рассказывает повесть Барри "Питер Пэн в Кенсингтонских садах". Эта история проливает свет на нечеловеческую сущность персонажа. В облике Питера нам подмигивает древний бог – козлоногий Пан, олицетворяющий дикую природу, опасный в своем неуемном веселье.
Цитата:
"Я никогда не смогу быть человеком?" – уточнил Питер. "Никогда". "И птицей тоже?" "И птицей никогда". "Кем же я тогда буду?" "Ты будешь Ни тем Ни сем".
Показательно, что Барри, потерявший в детстве старшего брата, передал все права и доходы от "Питера Пэна" детской больнице в Лондоне. Не потому ли Питер бесстрашен, что самое страшное с ним уже случилось? Отрезанный от людей, одинокий, забывающий друзей, вечно ищущий приключения и МАМУ. Пребывающий в своей фантастической Нетландии, между феями и не менее одинокими пиратами и норовящий утащить туда замечтавшихся малышей – Джеймс Барри не занимался ни рекламой вечной юности, ни рекламой семейных ценностей. Не читал нотаций на тему ответственности. Не идеализировал детство: "Взрослые летать не умеют… Летать может только тот, кто весел, бесхитростен и бессердечен".
Писатель размышлял о том, как опасно не только беспросветно вырасти и разучиться летать, но и остаться в Нетинебудет навсегда, лишившись обычного человеческого счастья. Есть два мира – мы погружены с головой кто в первый, кто во второй, и только настоящим счастливчикам удается найти правильный баланс.
Что же касается Дж. М. Барри, то его симпатии, определенно, остались за мамами, которые, ожидая заигравшихся в Нетландии детей, всегда оставляют распахнутыми окна детских комнат.
Другие статьи автора: |
---|
20.10.2013 Практическая магия на все случаи жизни |
27.09.2013 Страсти Дон Жуана: все мужчины смотрят порно |
19.09.2013 Джобс: ЛСД меняет мир |
31.08.2013 Во всем виноваты плохие училки |
25.08.2013 Ангелы есть. Это догма |
27.07.2013 "Однажды в сказке": переполох в пряничном домике |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 20363 | комментариев:15
Mezze: 04.07.2013 13:31
Детство и маленькие размеры это охрененно, можно плавать в деже, а не в холодной речке.
webcreate: 05.07.2013 11:25
Это насаждается массовой культурой , что бы люди больше потре[мат]ли , заменяли старые вещи на новые и видели цель жизни в погоней за вещами . Такая тонкая игра . без этого капитализм рухнет . Если человек взрослеет и понимает ценности он не безумно потре[мат]ет, это им не выгодно .https://www.youtube.com/watch?v=wfvdoXNSJLY
СветланаФролова: 05.07.2013 11:42
Mezze: 05.07.2013 15:33
СветланаФролова: Все верно, я уже почти долго живу и один черт ем фрутоняню, даже изредка в ней умазюкиваясь. Однако девушек перемазанных фрутоняней я не видел, совсем.
СветланаФролова: 05.07.2013 15:40
Сергей Прохоров: 05.07.2013 15:51
СветланаФролова: 05.07.2013 15:55
Страницы: 12 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.