С моим собеседником мы встретились погожим деньком бабьего лета. Это время последнего тепла перед долгой зимой мне кажется настолько милым, что хочется встречаться, разговаривать, дружить с самыми теплыми людьми.
И вот передо мной именно такой человек: в круглых очочках, с невероятно добрыми голубыми глазами, светящийся трогательной, очаровательной улыбкой, один из самых узнаваемых новосибирских театральных актеров, до сих пор очень похожий на своего милого персонажа – символа Новосибирска – Городовичка, Владимир Казанцев.
– Владимир, насколько я знаю, Вы в театральной жизни Новосибирска с 1988 года, когда Вы поступили на первый курс нашего театрального училища при директоре Байтугановой Татьяне Михайловне. И еще в училище Вы получили роль символа нашего города Городовичка. Так?
– Спасибо, что помните и знаете моего замечательного педагога. Все так. Именно Татьяна Михайловна отправила меня на первый официальный конкурс, где жюри из Управления культуры выбирала артиста на роль Городовичка. Это был далекий 1989 год, и я учился на первом курсе НТУ. Требовался актер со специфическими «выходными данными»: должен он быть «в теле», носить очки, без комплексов – потому как общаться и хохмить надо будет с самыми разными людьми – и с простыми и с высокопоставленными. И когда меня увидели чиновники, один так и сказал: «Это точно – он!» Сам не могу поверить, что целых 17 лет, без антрактов, из года в год, я, с величайшим удовольствием, был Городовичком.
– В последнее время активно идет обсуждение символа Новосибирска. Кто-то предлагает заменить Городовичка, кто-то – оставить, есть предложения сделать символами города несколько персонажей, как в Сочи. Что Вы думаете об этом обсуждении?
– Хороший вопрос, если бы Вы его не задали, то сам бы эту тему затронул. Прежде в двух словах напомню историю Городовичка. Мой персонаж появился с первым Днем города, в 1987 году. Родил его один из самых известных писателей Новосибирска – Владимир Шамов. И, скажу я Вам, это невероятно продуманный персонаж! Трудно найти более логичный и человечный в прямом смысле слова символ города! Вот смотрите: шапочка у Городовичка – это купол Оперного театра. Он носит очки – потому, что Новосибирск – город ученых, студентов. Рыжие волосы олицетворяют солнечность города и цвет пшеницы: ведь мы одновременно и аграрный центр России. Короткие штанишки-комбинезончик – потому, что город быстро растет, а валеночки-батиночки – да потому, что он – сибиряк, а сибиряк это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается! Кроме того, у Городовичка есть несколько костюмов - на разные мероприятия! Есть фрачный костюм, для открытия торжественных, культурных мероприятий. В свое время надевали малиновую жилетку для встреч с бизнесменами. Кроме того, у Городовичка есть подружка – красавица Обинушка, символизирующая реку Обь. За 27 лет своей жизни Городовичок стал родным Новосибирску, на нем выросло не одно поколение моих земляков, сотни тысяч детей за эти годы рисовали Городовичка и признавались ему в любви в своих сочинениях. И где, скажите мне, где Вы найдете более продуманный символ города с человеческим лицом и характером?
– Пожалуй, не найду!
– Вот именно! А что предлагают взамен, Вы знаете? Животных, птичек, рыбок. Не помню, кто недавно сказал: «Приезжим нужны сувениры-магниты на холодильники, а те символы, что есть, уже опостылели! Пусть лучше будет символом города лигренок, хотя и не все поймут - лигренок это или тигренок!» Если автор этих слов пошутил, это одно, а если серьезно говорит? Московский Кремль не опостылел никому, а Оперный, Часовня, Городовичок – уже? Ребята, разрушить созданное всегда легче, чем создать достойное. Не надо разрушать городскую традицию и своего рода новосибирскую сказку.
– За 17 лет такой яркой роли, наверняка, были комичные ситуации?
– Не то слово! Море! Обо всем не расскажешь, но кое о чем, что первое вспомнилось, расскажу. Один раз мне спасла жизнь моя подружка – Обинушка! Дело было так. Я – Городовичок и моя помощница Обинушка встречали приезжих, а точнее приплывающих на корабле высоких гостей, на маленьком катерке. Мы должны были объехать корабль с гостями, показаться со всех сторон – типа сопроводить гостей. Вспомнил еще, что на нас надели воротнички с рюшами, символизирующие волны. Так вот, мы начинаем кружить вокруг корабля, а в это время поднимается боковая волна. Я стою, приветственно машу руками гостям. А Обинушка перепугалась качки, присела за меня, и держится за мой комбинезончик. И тут – приличная волна бьет наш катерок в бок, и я почти вылетаю за борт! Но Обинушка крепко держалась за комбинезон, даже почти стащила его с меня, лямки затрещали, начали рваться, и я показал всему миру свои тылы, но благодаря помощнице и лямкам комбинезона остался в катерке. Наверное, было забавно наблюдать с корабля!
– Да уж, экстрим!
– Не то слово! На Дни города приглашали каждый год разных режиссеров. И они, конечно же, хотели выделиться. Мне то и дело предлагали разные экстремальные появления перед новосибирцами: или с парашютом спуститься на площадь Ленина, или на тросе спуститься с ближайшей высотки. Кто-то предлагал мне даже скакать на лошади по проспекту. Вот, кстати вспомнил про лошадь еще один забавный случай. По сценарию праздника, меня все-таки посадили на лошадь и привели к главной трибуне, чтобы Мэр города на время праздника передал мне Цепь и Герб города – как символы власти на весь день празднования. В общем, я был один день в году самый главный в Новосибирске! - артист смеется. – Так вот, по идее, лошадь не должны были кормить перед выходом в народ, так сказать. Может и не кормили сильно, но, наверное, подкормили, потому как следом за передачей мне власти и всех причиндалов, за нами начал шествие военный оркестр. А в оркестре же литавры, барабаны, трубы! И тут он как вдарил марш! Моя бедная лошадка с испугу … плюхнула здоровенную лепешку! Лошадку быстро увели, а лепешка то осталась. По этой лепешке оркестр строевым шагом перед главной трибуной города промаршировал на выход. Народ, кто стоял возле трибуны – лежал от смеха.
– Сейчас бы собрали миллион просмотров в интернете! Узнаваемость Городовичка была и остается очень высокой.
– Это точно! Я скажу, что не просто узнаваемость, а любовь новосибирцев к своему символу. Один год по сценарию праздника мы с Обинушкой должны были на автомобиле «Волга», с открытым верхом, увезти за собой на салют на набережную всех людей с площади Ленина. Так вот, нашу Волгу вместе с нами люди подняли на руки и вынесли с площади! Метров 200 несли! Моя Обинушка так визжала от страха!
– По-моему, только Муслима Магомаева на «Волге» носили фанаты. Ну, теперь я знаю, что и Казанцева!
– Да уж. А какая на праздниках у Городовичка была охрана! Больше, чем у приглашенных звезд! На столетие города в Новосибирск съехались журналисты радио и телевидения со всего мира! Мы давали интервью «Голосу Америке», «Радио Свобода», «ВВС». О нашем городе и символах Новосибирска снимали фильмы. Мы, артисты, создавали настроение праздника. Вот, например, утром, уже поздравив с Днем города наших академовцев, едем из Академгородка, и стучим в окна автобусов, поздравляем с праздником людей. А люди забрасывают нас цветами – с дач же едут. В 2000 году ездили на вторые гастроли в город-побратим Саппоро, а накануне, на столетии Новосибирска, Мэр Саппоро сфотографировался со мной и А.Карелиным. Я этому Мэру показываю фото, и он радостно показывает пальцем: «Саша Карелин и Городовичок»! «Да, - говорю, - это я!» Мы засмеялись.
– Приятные моменты!
– Да, есть, что вспомнить. Пять лет назад на 65-летии моего театра «Старый дом» наш губернатор Виктор Александрович Толоконский случайно встретился со мной в фойе, обнял и говорит: «Володя, Городовичок ты наш, а помнишь, как тогда было здорово?!» Как не помнить!
– Владимир, ну, а что же сейчас, потускнел образ у нынешнего Городовичка?
– Пожалуй. Как-то все стало формальным. Городовичок не создает праздник и не живет праздником, он лишь ведущий. А Городовичок и не должен быть номинальным символом. Наверное, общие болезни современной культуры и искусства тоже коснулись его. Если хотите, могу кратко и об этом?
– Конечно, Владимир, это интересно!
– За последние 7-10 лет культура города сильно бюрократизировалась. Культуру прировняли к искусству. А ведь культура – это то, что 10 лет назад было искусством. Искусство всегда впереди. Это поиск. Но и поиск бывает разный. Нужно искать и помнить свою историю. Что же мы видим в последнее время? Приходят новые режиссеры, и выкидывают из репертуара золотой фонд театров, не создав ничего стоящего. На сцену лезет извращение классики. Зритель, уже стал бояться новых постановок, особенно по классическим произведениям. А ведь новое в искусстве нужно искать не в форме, а в содержании.
– Почему же это происходит, на Ваш взгляд?
– Одним словом не определишь причины, но одна из них то, что театрами, искусством должны заниматься люди с определенной, специфической подготовкой, образованием, а не просто, с институтом культуры. Для выпускников институтов культуры есть народные театры, а не профессиональные. Нужно, чтобы все руководство театров проходило специальное обучение. И такие курсы есть в нашей стране. Кроме того, нужно, чтобы не было такого, что директора театров заправляют и творческой и хозяйственной деятельностью. Например, в Москве так и есть: директора занимаются хоздеятельностью, управлением, а худруки – артистами и репертуаром. И еще, – наша боль и беда, – в Новосибирске не умеют сохранить звезд! Третий город в стране! Столько талантов, но они уезжают! Вот и сейчас целая группа молодых, талантливых ребят собираются уезжать. Не стану говорить, кто собирается. Скажу, кто уже уехал: Анатолий Узденский , Алексей Маклаков, Сергей Пиоро, Евгений Милер , Иван Стебунов , Иван Шебанов , Дмитрий Мазуров, Александр Барановский, Ольга Цинк , Ксения Черноусова, Екатерина Саламатина, Дмитрий Готсдинер, Максим Битюков, Ирина Серебровская, Александр Караваев, Вячеслав Щенин, Сергей Кисса, Юлия Зыбцева, Антон Коломеец, Диана Корсс, Алексей Агеев. Это не все, это только те, кто чего-то добился в Москве. Но они уехали не туда где лучше, они уехали от безразличия театральных управленцев и невостребованности хороших актеров в нашем городе.
– А как должно быть?
– Этих актеров должны приглашать на роли в другие города, а постоянно работать они должны были здесь, в родном Новосибирске. Радовать новосибирцев своей игрой. Получается, что не работает пословица, «где родился, там и пригодился», скорее – «нет пророка в своем отечестве», к сожалению.
– Володя, скучаете по Городовичку?
– Конечно. Чтобы сыграть достойно любую роль, нужно вжиться в образ. Стать его частью. Полюбить своего персонажа. Прочувствовать его. Одушевить. Ведь актер – это и есть стремление души. Мало того, есть роли, которые могут изменить своего актера. Да-да! Меня изменил Городовичок. Он меня воспитал и повернул от некоторого равнодушия юности к человечности, к любви. Не могу пройти мимо несправедливости. Мимо чьей-то беды. Сейчас нас всех коснулось горе войны на Украине. Приезжают беженцы. Мы с друзьями, как можем, оказываем им поддержку. Собираем одежду, продукты, деньги, помогаем с устройством на работу.
Знаете, вот есть офицеры запаса, а я считаю себя Городовичком запаса. Скажет Родина – хоть завтра надену шапочку, комбинезончик – и вперед, к людям, создавать праздник, делиться любовью! Только костюмчик надо на пару размеров больше сшить.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 10892 | комментариев:1
artalexm: 10.09.2014 09:37
спасибо Автору за статью! Живо, интересно, актуально, не просто треп, а проблемно и про хорошего человека! Фото-просто профи!
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.