Новосибирский театр оперы и балета из одной аббревиатуры превратился в другую. И открыл 71 сезон.
Непроизносимый НГАТОиБ благодаря своему новому директору Владимиру Кехману превратился в более благозвучный НОВАТ. Правда, вместе с благозвучием появилось еще и множество шутников, которые теперь склоняют новое имя театра на иностранный манер. А директору припоминают его долговое настоящие, бананы и претензии на участие в балетных спектаклях. Но мы все это опустим. И просто покажем, как теперь выглядит бывший НГАТОиБ изнутри и снаружи (билеты в который, кстати, раскупаются, как горячие пирожки).
Началась пятничная экскурсия по театру, основанному аж в 1928 году, с исторического события – на фасаде появилась памятная доска создателям здания. В числе прочих в длинном списке, который теперь будет всегда встречать каждого зрителя Оперного, - имя инженера-строителя Сергея Поплыгина. Именно он стал автором архитектурного решения купола. И именно его расстреляли (теперь уже неизвестные) нехорошие люди в 1937 году. Правда, потом Поплыгина реабилитировали посмертно – у людей, вообще, так часто бывает.
Появления этой доски дочь расстрелянного инженера Мария Виноградова добивалась последние 5 лет. Говорят, бывший директор театра, Борис Мездрич был против такого внимания к «обыкновенным инженерам».
– Хочу сказать большое спасибо руководству города, которое очень долго собиралось, и наконец, сделало это важное дело. Я бесконечно благодарна руководителю оперного театра, который увидел и очень оперативно все сделал. У нас в Новосибирске почти никогда такого не бывает, – сказала на открытии памятной доски Мария Виноградова. – Теперь мы, жители Новосибирска, знаем, кто создавал символ нашего города. Это важно. А для меня было важно, что я смогла отдать дань своему отцу.
Последний раз памятник архитектуры федерального значения ремонтировался в 2004 году. Обновляли тогда, кажется, главный зал, фойе, делали лепнину и расставляли скульптуры по периметру большого зала. До фасадов и репетиционных залов так руки и не дошли. А может, миллиарда не хватило… Кстати, от ремонта за десять лет мало что осталось. Разве что стены, покрашенные в якобы песочный цвет, приобрели совсем уж неприличный оттенок. А неудобные кресла в зале стали, со временем, еще неудобней. Теперь же любой зритель может сравнить, какие лучше – благо, на верхних рядах все осталось пока по-прежнему.
В пятницу, 13 , не срывая сроков ремонта, балетом «Спартак» театр открылся для первого посетителя. Теперь дамы не будут скользить каблуками по мрамору – везде ковры. Может быть, хотя бы ковры научат современного зрителя, как и раньше, приходить в храм искусств со сменной обувью.
Экскурсию по отремонтированным помещениям провел автор интерьера «НОВАТа», глава питерской компании «Рос Интерьер Реконструкция» Никита Александрович Архипов.
– Когда мы только вошли в это здание, у меня возникли смешанные чувства – потому что вся обстановка очень напоминала интерьеры советской бани высшего разряда. У меня никак не ассоциировалась здешняя обстановка с академическим театром оперы и балета. И было трудно понять, почему это происходит: достаточно бедная, странная цветовая гамма, которая не выявляла, а наоборот затушевывала преимущества архитектуры. Странные внестилевые решения. А когда мы посетили общественный туалет… честно скажу, мне стало страшно. То, что здесь было в туалете, напоминало скорее места общего пользования воинской части среднего пошиба 30 лет назад. Почему это происходило? Есть у меня на этот счет некоторые догадки. Театр был введен в эксплуатацию, как вы знаете, 12 мая 1945 года. В это время в стране было трудно. И естественно, никто не думал и не собирался вкладывать огромные средства в интерьеры театра. Счастье, что его вообще закончили и пустили в эксплуатацию, и он добился больших творческих успехов за эти годы. Другой вопрос, почему за это время никто не обратил внимания на качество и комфорт зрительских зон? И первым делом мы решили сделать это. Во-первых, отнестись с уважением к историческому облику театра – поскольку изначально он планировался как конструктивисткой. Затем он превратился в связи с требованиями времени в некий «образец сталинского ампира» - в кавычках, потому что здесь все очень эклектично. Архитектура тут вообще достаточно сложная. Но интересная. И первым делом мы поставили перед собой задачу эту архитектуру выявить и создать особую атмосферу.
– Нам хотелось создать праздничную атмосферу. А вдохновляла нас эпоха фильмов Любови Орловой: все то доброе, светлое, что находится в нашей памяти от этого времени, нам хотелось почерпнуть и продемонстрировать.
Ужасные кривые зеркала в фойе заменили на новые. По словам Архипова – они являются прямой цитатой времен сталинского ампира, и были специально по этому случаю сделаны на новосибирской фабрике «Большевик». А вот главный вход в зал закрыли занавесом.
В театре стало заметно светлее – всюду под потолком огромные люстры, изготовленные по заказу в некоей австро-итальянской компании в стиле арт-деко.
- Нам показались они очень уместными, потому что, создавая атмосферу, мы хотели добавить ощущения праздника, ощущения торжественности.
Женские и мужские туалеты, о которых так много говорили в последние время, наконец, показали журналистам. И действительно, они очень отличаются от тех, которые были ранее.
Помимо того, что почти в два раза «увеличилось количество посадочных мест», а в кабинках тоже есть на что посмотреть, экономичный и практичный пластик заменили на дерево. Для этих целей деревянные перегородки заказывали аж в Петербурге. Помимо всего прочего, на втором этаже появилось такое новое для Новосибирска явление, как «дамская комната».
Чтобы дамы могли поправить макияж не «светясь» в очереди в туалет. Также появились «комнаты для переодевания» – которые были благополучно забыты в последнее время.
На втором этаже былой «желтушный» фон перекрасился в жемчужно-серый, с синим ковровым покрытием, а также голубыми и синими же диванчиками для зрителей. Мебель итальянская, высокого качества. К слову, больше мест для сидения в фойе стало или меньше - сейчас уже и не определишь, но вот сидеть лицом друг к другу в антракте значительно удобней.
- Очень важно подчеркнуть, что и терракотовый и жемчужно-серый – это цвета, которые присутствуют в главном помещении театра - в зрительном зале, - пояснил Архипов.
А в новом буфете (выдержанном в той же цветовой гамме, что и верхнее фойе) зрители могут отдохнуть, выпить фужер шампанского, обменяться впечатлениями об увиденном.
В малый концертный зал нас не пустили – там все еще идет ремонт. Но и сейчас понятно, что даже то, что сделано, является, по сути, чудом – за 4 месяца в театре проведена грандиозная работа.
– Сроки, которые объявил Владимир Абрамович на первый взгляд, показались нам фантастическими. На второй – тоже. Тем не менее, мы взялись за эту работу, потому что имеем большой опыт, что вы можете узнать на нашем сайте. На данный момент мы заканчиваем работу, мы ее закончим уже к 18:00 часам. А к 19:00 мы уже ждем зрителя.
– Понимаете, мы не спали несколько суток, – сказал Никита Архипов. – Поэтому ничего по цифрам я вам сказать сейчас не смогу.
Но и без комментариев очевидно, что цифры не маленькие. Как сообщалось ранее, деньги на реконструкцию театра пожертвовал и генеральный партнер театра (150 миллионов).
Ремонта ждет и верхний ярус большого зала театра. Зато в партере все 755 кресел уже заменили. Поставщиком является итальянская компания «Poltrona Frau», и выполнили их по образцу тех, которые стояли в театре в 1945 году. По словам Архипова полностью воспроизведены боковые фланцы и подлокотники. А чтобы улучшить акустику, задняя часть кресел также обита специальным материалом. Интересно, что кресла стали шире. А обзор сцены улучшился из любой точки зала – теперь не будет никакой надобности находиться в неудобной позе все три часа представления. По отзывам репетировавших в зале акустика улучшилась.
– Что касается «исторического цвета», какой цвет у стен был в 1931 году – сейчас узнать затруднительно. А тот цвет, который был до ремонта – заведомо не исторический, – резюмировал Архипов. - Это просто цвет, который некий консультативный совет когда-то с кем-то согласовал. Дальше можно разговаривать – красиво это, не красиво… у нас у всех разные вкусы. Мы из этой ситуации вышли, процитировав те цвета, которые присутствуют в зрительном зале – они действительно являются историческими, поскольку вся документация по ним находится в открытом доступе. И более того, я уверен, что через двадцать-тридцать лет все эти цвета точно так же будут охранять!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 10839 | комментариев:0