Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Доктор Сон»: колыбельная от Стивена Кинга

«Доктор Сон»: колыбельная от Стивена Кинга
просмотров: 14260 | комментариев: 0 | Фото: © кадр из фильма
08.11.2019 16:13 

Год уже принес несколько поводов для радости поклонникам мастера ужасов — Стивена Кинга. Но на этой неделе на их жутковатой улице очередной праздник. На экраны кинотеатров выходит «Доктор Сон» — прямое продолжение культового «Сияния», почти сорок лет назад экранизированного Стэнли Кубриком. Посмотрим, чем в этот раз испугает зловещий отель «Оверлук».

Премьера в России: 7 ноября 2019
Страна, производство: США; кинокомпания Warner Bros
Жанр: ужасы
Режиссер: Майк Флэнеган
Актеры: Юэн МакГрегор, Ребекка Фергюсон, Кайли Керран, Клифф Кертис
Продолжительность: 151 минута
Бюджет: 45 миллионов долларов
Возраст: 18+

Сюжет: мальчик вырос

Много лет прошло после ужасающих событий, развернувшихся в отеле «Оверлук». Из напуганного мальчика Дэнни Торранс превратился в напуганного взрослого, заливающего литрами алкоголя пугающие воспоминания. Скитания приводят мужчину в хоспис, где он получает работу санитара. Экстрасенсорные способности Дэнни помогают смертельно больным пациентам безболезненно отходить в мир иной.

Фото: © кадр из фильма

Размеренное существование Дэна прерывается с появлением девочки Абры. Юная телепатка сообщает своему новому другу по мысленной переписке о существовании «Истинного узла» — группе энергетических вампиров, охотящихся за «сияющими» детьми». Своей следующей целью они выбрали Абру, и только Дэн может остановить их.

Смотреть в кинотеатрахРасписаниеБилеты онлайн



Съемки: сиять всегда, сиять везде

«Сияние» — одно из фундаментальных произведений в карьере Стивена Кинга. Будучи на тот момент еще начинающим писателем, в один из отпусков они с женой остановились в отеле, спрятавшимся где-то в горах Колорадо. Настигнувшие Стивена ночные кошмары вдохновили его на создание романа про населенное призраками место, наделенном телепатическими способностями мальчике и его сходящем с ума отце.

Работа над «Сиянием» в какой-то степени имела для Кинга терапевтический эффект. Одним из центральных мотивов книги стала алкогольная зависимость — болезненно знакомая для писателя тема. Стэнли Кубрик в своей экранизации несколько иначе расставил акценты в повествовании, снизил важность роли мальчика Дэнни и выдвинул на первый план старшего Торранса, сыгранного Джеком Николсоном.

Столь вольное обращение с первоисточником пришлось не по нраву Кингу, что привело к затяжному конфликту между ним и режиссером. По мнению писателя, Кубрик не понял саму суть произведение. Впрочем, это не помешало «Сиянию» войти в список классических фильмов ужасов.

Фото: © кадр из фильма

Вернуться к семейству Торранс Кинг решил уже в новом тысячелетии. Один из поклонников поинтересовался у писателя, как сложилась жизнь Дэнни Торранса после возвращения из злополучного отеля. Так и возникла идея рассказать о зрелости героя, его борьбе с передавшимися по наследству пагубными привычками и попытками примириться со своим сверхъестественным даром.

Голливуд, внимательно наблюдающий за творчеством писателя, быстро взял в оборот его новый роман, о старте работ над экранизацией было объявлено уже на следующий год после публикации книги. Оглушительный успех новой адаптации «Оно» подтвердил, что зрители все еще заинтересованы в адаптациях книг Стивена Кинга на больших экранах.

Режиссером и сценаристом фильма назначили Майка Флэнегана — большого поклонника писателя. Постановщик успел снять такие ленты, как «Тишина», «Сомния», «Окулус», «Уиджи. Проклятие доски дьявола», а также поработать на Netflix, выпустив еще одну экранизацию Кинга — «Игра Джералда». Заглавная роль в фильме отошла британцу Юэну МакГрегору, его антагонистку, главу «Истинного узла» по имени Роуз-в-Шляпе сыграла шведка Ребекка Фергюсон.

Отзывы и сборы: яблоко от яблони

Перед Флэнеганом стояла сложная задача — совместить в одной картине сюжет романа-первоисточника с наследием «Сияния» Кубрика и «Сияния» Кинга, отчасти конфликтующих друг с другом. Большинство критиков считают, что режиссер со своей миссией справился. Пусть и с оговорками, но «Доктор Сон» получился достойным продолжением истории.

Как отмечает Оуэн Глейберман в своей статье для Variety: «Сиквел можно посчитать одним большим примечанием к оригиналу, но вернуться в этот жуткий мир все равно приятно». Вторят ему и отечественные рецензенты, например, Дмитрий Соколов: «Доктор Сон вышел весьма цельным и естественным фильмом, дополняющим сюжет Сияния, но не паразитирующим на нем».

Рейтинг «Доктора» на сайтах-агрегаторах Metacritic и Rotten Tomatoes составляет 60% в первом случае и 74% во втором. Это больше, чем набрали вышедшие в этом году «Кладбище домашних животных» и «Оно 2», но предсказуемо меньше, чем было у «Сияния».

По прикидкам экспертов, в премьерные выходные у себя на родине «Доктор Сон» может собрать от 25 до 30 миллионов долларов — это весьма высокий результат при умеренном бюджете фильма. В России «Бюллетень кинопрокатчика» ждет от картины 250 миллионов рублей за первый уик-энд.

Стоит ли смотреть

В одной из сцен «Доктора Сон» проговаривается не оригинальная, но жизнеспособная мысль — история циклична, и все рано или поздно повторяется. Это иронично, ведь по сути Юэн МакГрегор вновь играет Оби-Вана Кеноби, джедая-наставника, пусть и глушащего алкоголем свои позывы к Силе. А девочка Абра — его новый Энакин, вундеркинд с зашкаливающим уровнем мидихлорианов в крови.

Но это все фантазии, на практике Майк Флэнеган мог угодить в яму, в которой погребены другие экранизации культовых произведений. По крайней мере, так кажется поначалу — экспозиция торопится представить нам все и сразу, перепрыгивая с одной сюжетной ветки на другую. Еще и не забывая подкидывать отсылки к «Сиянию», большинство из которых пройдут мимо зрителей.

Фото: © кадр из фильма

Однако в дальнейшем темп выравнивается, у «Доктора Сон» появляется свой язык и стиль. Флэнеган не стал все сводить к банальному ужастику про противостояние добра и зла. Здесь много визуальных метафор, вполне удачные попытки поднять противоречивые темы, заложенные в первоисточнике, и убедительные актерские работы (МакГрегор органичен, Фергюсон — просто восторг).

А вот с увлекательной историей, способной удерживать внимание на протяжении двух с половиной часов, не все гладко. Неспешный ритм, обилие диалогов, вязкая атмосфера могут ненароком усыпить неподготовленного зрителя, избалованного хоррор-аттракционами, пробудив интерес только к финалу, который открыто цитирует «Сияние».

Справились ли создатели картины с вызовами? Наверное, да. «Доктор Сон» — в хорошем смысле сложное и неглупое произведение, снятое опытными людьми, знающими толк в развлечениях экранными историями. В повествовании есть несколько слоев, каждый заслуживает внимания, да вот только искры в нем нет. Нет того самого пресловутого «сияния».